Будущее компании Google под угрозой
На бизнес компании Google (GOOG) можно смотреть по-разному. Для одних из нас это большая группа людей, которые сидят в офисе и неустанно генерируют чудесные идеи, которые помогут человечеству. И все эти люди очень богаты, владея частью акций компании.
Для других Google – это компания с единственным источником дохода и суммой денег в банке, достаточной для покупки нескольких стран.
Для третьих – это взгляд клиента на компанию. Сервисы Google сделали серфинг интереснее, а кроме того, заставили конкурентов улучшать свои продуты.
Это лишь три разных мнения о компании Google, а еще есть, как минимум, четыре главных проблемы, с которыми придется столкнуться компании. Остановимся на них подробнее.
Первая проблема лежит в источниках дохода компании. Основной канал это реклама в результатах поисковой выдачи. Да, есть еще и сервис YouTube, который был куплен компанией и которой хорошо развивается, но денег он не приносит. Gmail тоже хорошая штука, но опять же не дает значительной прибыли. А есть еще и целый ряд провальных проектов: виртуальный мир Lively, конкурент Wikipedia в виде сервиса Knol, а также такие сервисы как Orkut, Video File, Catalog, Answers, Web Accelerator, X site, Checkout, Viewer, Voice Search, Coupons и т.д.
Возможно эти сервисы и заработали бы, если бы Google уделил вниманию маркетинговой составляющей. Создатели поисковой системы привыкли считать, что все созданные ими продукты будут автоматически становиться популярными. Но они жестоко ошибались. Нужно больше общаться с клиентами, внешним миром, чтобы понимать их потребности. Хорошей иллюстрацией служит тот факт, что последняя разработка в виде сервиса Buzz успешно прошла тестирование внутри компании и была признана успешной. Однако после массового запуска сервис вызвал массу протестов, потому что возникли серьезные проблемы с передачей личных данных пользователей.
Второй проблемой Google становится уход Интернета от десктопных версий компьютеров. Миром правит мобильный телефон, а точнее смартфоны. Сейчас доходы Google больше зависят именно от стационарных компьютеров, доля которых будет падать. Компании нужно показать убедительную бизнес-модель монетизации трафика со смартфонов.
Третья проблема — поисковая система Google становится менее релевантной, ведь меняется сам стиль использования Интернета пользователями. На первое место выходят социальные сети. В Америке по количеству просмотренных страниц в неделю Facebook уже опережает Google.
Проблема номер четыре — конкуренты учитывают промахи Google. Поисковый сервис Google смог победить раньше только потому, что не было достойной альтернативы. Годами никто не пытался составить конкуренцию с более качественным продуктом. Сейчас появился поисковик Bing, который в некоторых областях считается лучше Google. Главным судьей здесь выступают пользователи, которые уже оценили преимущества новой системы.
Google сделал мобильную операционную систему Android открытой, но и главный конкурент на рынке смартфонов, компания Nokia (NOK) также открыла код системы Symbian (занимает 40% рынка смартфонов). Впервые Google столкнулся с конкуренцией на равных, но в отличие от Nokia, у компании не так хорошо проработан маркетинговый план. И это основная слабость Google.
Технологии не правят миром, все дело в маркетинге. Стив Джобс (Steve Jobs), глава компании Apple (AAPL) понимает это и выпускает пусть и слабые технологические решения (например, на iPhone нет ни Flash, ни мультизадачности), но с сильным маркетинговым планом, который точно сработает и принесет прибыль.
А в это время Google продолжает жить своей жизнью:
Не назвал бы смещение фокуса с ПК на смартфоны проблемой. Это, скорее, следование рыночным трендам и поиск хорошо монетизируемых рыночных сегментов.
Если лет эдак через 10 у каждого человека будет персональный мобильный компьютер-коммуникатор, в котором будет много Гугла, то компания заработает очень и очень много.